Довольны ли Вы качеством обслуживания в библиотеках?

Удовлетворен - 99%
Не удовлетворен - 1%

Всего голосов: 3058
Голосование по этому опросу закончилось

 

 

 

 

 

 

 

  

 

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

Габдрахимов Рашит Латыпович

Габдрахимов Рашит Латыпович

(1926-2022)

 

Габдрахимов Рашит Латыпович родился 25 июля 1926 года. Работал учителем истории в сельской школе, директором школы, секретарем парткома, директором совхоза.  По праву считается основоположником тепличного овощеводства в Туймазинском районе. Первую остекленную теплицу на треть гектара он поставил в ещё 1954 году, будучи директором совхоза «Туймазинский». В 1975-м, став руководителем совхоза «Ильчимбетовский», построил первую плёночную теплицу общей площадью 4 гектара. С легкой руки Рашита Латыповича и обуял весь Туймазинский район (а за ним Шаранский, Буздякский) овощной бум. Он же сам, выйдя на пенсию, решил объединить местных фермеров в ассоциацию, которую назвали «Туймазинец».

Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Башкортостан и Российской Федерации. Удостоен диплома Министерства сельского хозяйства РСФСР, Свердловского филиала АН СССР. Принимал участие во многих сельскохозяйственных выставках в Москве, в международной - в Санкт-Петербурге. Награжден медалями.

 

Из книги Т.Ш. Карюкова «Это наша история – это наша с тобой биография…»:

 

Родители Рашита Габдрахимова, Латып Габдрахимович и Халима Абзаловна — были крестьянами большого села Старые Туймазы. Глава семьи слыл не только среди односельчан, но и по всей округе мастером на все руки. Он растил хлеб и занимался скотоводством, плотничал, был кузнецом и жестянщиком. Если в селе у кого заболеет скотина, шли за помощью к Латыпу.

Пригласили его как-то в Бугульму, где на крыше ж/д вокзала потребовалось отремонтировать кровлю. Управился он с работой быстро, выполнил ее качественно, и когда попросил у начальства при расчете отдать сэкономленные при этом остатки кровельно­го железа, гвоздей и краски, то ему пошли навстречу. Вернув­шись в родную деревню, Латып Габдрахимович так обновил кров­лю своего дома, что тот стал смотреться настоящим дворцом среди соломенных, редко тесовых крыш, скромных сельских доми­шек. А во дворе у него, как у всех рачительных хозяев, была масса живности: лошадь, корова с теленком, гуси, утки, куры, так что, когда пришла разнарядка на раскулачивание, Латып, мастер на золотые руки стал кандидатом №1. В одну из осенних ночей в начале 30-х годов его семью с детьми, среди которых был и ма­ленький Рашит, погрузили в вагон, забитый другими репрессиро­ванными. По этапу их доставили на лесоразработки в Нуримановский район. Годы изгнания прошли в жестокой нужде, тяже­лом и опасном труде.

Домой Габдрахимовы вернулись нищими и больными лишь в 1936 г. На месте их усадьбы остались лишь остатки когда-то добротного каменного погреба. Его перекрыли, утеплили сверху и так прожили три года. Лишь перед самой войной под­няли небольшой скромный домик, но пожить в нем по-челове­чески уже не успели. Сначала на фронт ушли старшие братья — Хаммат и Садит, а в 1944 г. пришла очередь и самого Рашита, который к тому времени успел закончить с отличием не только семилетку, но и Белебеевское педучилище. Служить Рашиту при­шлось недолго, война шла к концу, и Сталин отдал распоряжение вернуть с фронта сельских учителей. Демобилизовали и Рашита Латыповича.

Огромная работоспособность и активная жизненная позиция не остались незамеченными и его, сына «кулака», приняли в партию. Вскоре поручили и руководство партийной организаци­ей колхоза. Еще одну жизненную школу он прошел, работая ин­структором райкома партии. Его пытливый ум уже тогда под­мечал лучшее в хозяйственной деятельности тех лет, лучшие про­изводственные приемы. Это ему пригодилось сполна, когда само­му пришлось трудиться на партийной и хозяйственной работе. Именно на те годы пришлись и его встречи с первыми лицами государства.

Когда Рашиту Габдрахимову доверили возглавить вновь образованный совхоз «Ильчимбетовский», он прежде всего начал стремиться к самостоятельности, чтобы по простейшим хозяйственным вопросам не приходилось ездить в Моск­ву, как раньше. И очень многое в его совхозе было внедрено по его инициативе, а не по указке сверху.

Именно Рашит Латыпович соорудил первые теплицы для круг­логодичного выращивания овощей. Тот его опыт очень приго­дился нынешним овощеводам - фермерам. При нем были пост­роены новые фермы, куда завезли коров черно-пестрой породы, которые давали невиданные в наших местах удои в 4, 5 тысяч кг молока. Содержали в хозяйстве и конеферму с кумысницей, гуси­ную ферму, пруд для выращивания рыбы...

Всеми правдами и неправдами, используя получаемую в хозяй­стве экзотическую по тем временам продукцию, добивался Ра­шит Латыпович для совхоза решения социальных вопросов: для рабочих были выстроены десятки коттеджей, столовая, средняя школа, детсад, баня, не говоря уже о современных производствен­ных объектах. Чтобы поощрять и стимулировать труд рабочих и специалистов в хозяйстве внедрили аккордно-премиальную сис­тему оплаты труда и использовали элементы хозрасчета.

Многое из того, что успешно применял новатор Рашит Латыпо­вич Габдрахимов, не вписывалось в жесткие рамки командно-административной системы. Посыпались жалобы и вслед за ним проверки. И когда из-за этого стало останавливаться производ­ство Рашит Латыпович перешел на другую работу. Но и здесь он оставался верен себе. Когда в первые годы перестройки дела с развитием фермерства в районе зашли в тупик, а это дело было поднято на уровень государственной политики, то вновь вспомни­ли о Рашите Габдрахимове и, дав ему полную свободу действий, потребовали лишь конечный результат — мощную организацию фермеров.

И буквально за пару лет задание было выполнено. Рашит Ла­тыпович использовал свой опыт введения тепличного хозяйства. Он всемерно поддерживал первых фермеров — энтузиастов. И не случайно, что среди них оказались его родные племянники и пле­мянницы, дети брата Хаммата. Их родовое трудолюбие, пытли­вый ум и опыт их дяди, Рашита Латыповича, сделали свое дело. Фермеры-тепличники создали мощную базу для развития все­го фермерского движения не только в Туймазинском районе, но и во всей округе. Опыт туймазинских фермеров, как когда-то Ильчимбетовских хлеборобов и животноводов, сегодня изучают уче­ные и депутаты, фермеры из других регионов республики и стра­ны, сюда едут журналисты и делегации из краев и областей, и каждый уезжает с зарядом энергии и багажом знаний.

 

Источники:

 

1. Ими гордятся туймазинцы [Текст] // Туймазинская земля: дела и люди / Авт. текста Л.Н. Кадырова; отв. за вып. Д.М. Арсланова, Г.Ш. Давлетова; фотографии Р.К. Бадыкова, И.А. Хайруллина, А.К. Арсланова, из фондов Туймазинского историко-краеведческого музея. – Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2005. – С. 179.

2. Карюков, Т.Ш. Крестьянскому роду нет переводу. Габдрахимов Рашит Латыпович [Текст] / Т.Ш. Карюков // Карюков, Т.Ш. «Это наша история – это наша с тобой биография…» / Т.Ш. Карюков. – Октябрьский: ГУП РБ «ОГТ», 2008. – С. 219-224.

3. Кулуев, Р. Из породы несгибаемых [Текст] / Р. Кулуев // Туймазинский вестник. – 2016. – 23 июля.

 

                                              
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам