Социальный проект
«Поддержка и развитие чтения среди
социально незащищённых категорий жителей села»
Данные о проекте
1.Цель проекта:
Содействие адаптации в обществе, социокультурной реабилитации, развитию творческих возможностей и самоутверждению личности людей с ограничениями в жизнедеятельности и социально незащищенных групп населения путем приобщения к книге и чтению, организуя работу в доступной для них форме.
2.Содержание проекта (аннотация содержания проекта):
Оказание помощи в получении информации и организации досуга для лиц, нуждающихся в социальной реабилитации и адаптации в обществе. Поддержка и развитие чтения среди социально незащищённых категорий жителей села.
3. Обоснование значимости проекта:
В современном российском обществе укоренилось такое понятие как социально незащищённые слои населения. Произошедшие в постсоветской России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации привели к увеличению численности и расширению спектра социально незащищенного контингента. В сложившейся практике социально незащищёнными считаются семьи с низким денежным доходом на одного члена семьи (чаще всего это многодетные семьи и пенсионеры, получающие недостаточное пособие); семьи, потерявшие кормильца; матери, воспитывающие детей в одиночку; инвалиды; престарелые, студенты, живущие на стипендию, безработные, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов, незаконного преследования, – одним словом, люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Все эти люди нуждаются в социальной поддержке и защите со стороны общества и государства.
Одна из задач практически любой библиотеки как учреждения социального и культурного назначения связана с оказанием помощи в получении информации и организации досуга для лиц, нуждающихся в социальной реабилитации и адаптации в обществе. Такого рода деятельность выделяет библиотеку как самостоятельный элемент системы социального обслуживания населения.
Библиотеки вправе претендовать на роль одного из основных социальных институтов, призванных оказывать социальную поддержку граждан, и особенно тех граждан, которые в этом особо нуждаются.
Данное утверждение не беспочвенно.
Во-первых, потому, что имеет под собой правовую базу. По конституции РФ библиотека выступает гарантом осуществления прав человека на свободный доступ к информации, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Организация передвижных (внестационарных, сервисных) форм библиотечного обслуживания лиц, не имеющих возможность самостоятельно посещать библиотеки, становится основанием для отнесения библиотеки к учреждениям, предоставляющим социальные услуги и для включения ее в муниципальную систему социальных служб.
Максимальная приближенность к жителям делает библиобус центром притяжения для всех и позволяет им сочетать в своей деятельности различные аспекты: библиотечный и информационный; библиотечный и образовательный; библиотечный и общекультурный; библиотечный и социальный.
Одним из приоритетных направлений работы библиобуса должна стать работа в помощь социальной адаптации незащищенных групп населения. Основными причинами акцентуализации данного профиля работы являются: во-первых, большое количество социально незащищённого населения в районе (пожилое население, пенсионеры, инвалиды, безработные, малообеспеченные, многодетные семьи, дети сироты и. др.); и понимание того, что для многих из них слово “читать” часто равнозначно понятию “жить”, во-вторых, постоянно меняющиеся в соответствии с изменением социально-политической, экономической ситуацией в регионе, информационные потребности данной группы населения, которые необходимо своевременно, четко и доступно удовлетворять.
Задача проекта — помочь социально-незащищенным группам пользователей быстрее адаптироваться в обществе, обеспечить развитие их творческих возможностей путем получения доступной информации, приобщения к книге, культурной и духовной жизни. Для них, жителей села, живущих в отдаленности от города библиобус стал практически единственным средством, где они могут найти информацию, знания, эмоциональную разрядку, читая книги, журналы, газеты, участвуя в литературных вечерах, встречах. Библиобус для таких людей — «аптека для души», исцеляющая посредством книги, общения, дающая новые стимулы.
Но, несмотря на то, что работа ведется и планируется, библиотекарям необходимо усилить эту деятельность и расширить перечень услуг для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, чтобы количество особых читателей в библиобусе увеличилось в разы. Повысить качество деятельности с социально незащищёнными людьми поможет систематизация работы, полное удовлетворение их запросов, расширение перечня форм и методов обслуживания.
4. Задачи проекта:
1. Организация обслуживания социально незащищенных групп населения.
2. Обеспечение доступности культурной деятельности и информационных ресурсов для всех категорий граждан, реализация их прав на свободный доступ к информации.
3. Обеспечение полного и оперативного удовлетворения информационных потребностей данной категории граждан.
4. Организация просветительской и досуговой деятельности, направленной на улучшение социально-культурной сферы в жизни данной категории граждан.
5. Использование при обслуживании новых информационных технологий и современных технических и тифлотехнических специализированных средств.
5. Методы осуществления проекта:
Первый этап – исследовательский
1. В первую очередь необходимо выявить категорию социально незащищённых граждан, которые уже являются пользователями библиобуса, разбить их по группам.
2. Изучение потребностей потенциальных и реальных пользователей, непременного и регулярного мониторинга библиотечного обслуживания, групп и особых категорий населения. На данном этапе так же необходимо провести исследования по выявлению потенциальных особых пользователей в зоне обслуживания (детские дома, школы-интернаты, советы ветеранов).
3. Совместно с партнерами (учреждения, с которыми достигнуто соглашение о совместной деятельности и/или заключены договоры) выйти на данную категорию потенциальных пользователей с предложениями услуг библиотеки, наладить с ними контакты.
4. Среди выявленных пользователей необходимо провести опросы на предмет востребованности библиотечных услуг и по выявлению их читательских, информационных и других потребностей, которые может удовлетворять фонд библиобуса.
Формирование фонда документов
Для более полного удовлетворения читательский и информационных потребностей социально незащищённых слоев населения библиобусу необходимо иметь современный, универсальный фонд документов, специализированного фонда документов с учётом специфики работы с данной категорией граждан:
- правовая литература, периодические издания и литература, способная оказать практическую и психологическую помощь людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, методические материалы для людей, работающих с данной категорией граждан и др.
- издания на специальных носителях (крупношрифтовые, тактильные, «говорящие книги» и др.)
Формирование традиционных информационных ресурсов с использованием новых технологий
Необходимо расширить работу по созданию информационных ресурсов для сопровождения программных мероприятий по работе с социально незащищёнными гражданами и удовлетворения их информационных и читательских потребностей:
- издание библиографической продукции (планы чтения, аннотированные списки литературы, тематические дайджесты, пресс-досье, информационные бюллетени, буклеты социально значимой информацией, тематические картотеки);
- Показ буктрейлеров, виртуальных выставок, слайдов и т.д.
Справочно-информационная деятельность
В данном разделе планируется деятельность по удовлетворению информационных потребностей социально незащищённых граждан:
- организовать цикл правовых «университетов» «Путевка в жизнь» с целью популяризации правовых знаний среди молодого населения района;
- обеспечить открытый доступ к правовой информации путём создания путеводителя по электронным правовым ресурсам «Консультант Плюс».
- расширить правовую информированность в области прав человека через выпуск печатной продукции из серии «Территория права»: буклеты, памятки, закладки, информационные листовки. Предоставление равных возможностей в получении и использовании информации о разных аспектах приобретения основного или дополнительного профессионального образования для молодежи: «Послушай всех, подумаем вместе – выберешь сам!» «Выбирая профессию, выбираешь судьбу»;
- распространение информации о предоставлении услуг «Электронные ресурсы», «Виртуальная справка»; выполнение справок и запросов, в т.ч. с использованием новых информационных технологий (Интернет, электронная почта, «Виртуальная справка» и др.);
- индивидуальное и групповое информирование, например, «Социальная защита населения. Социальное законодательство», «Социальное обеспечение и защита пенсионеров, ветеранов», «Знай свои права!» и др.;
- проведение мероприятий информационного характера (Дней информации, обзоров, бесед и др.); оформление постоянно и периодически действующих тематических выставок, уголков и полок на социально значимые темы.
Культурно-просветительская и досуговая деятельность
Проведение культурно-просветительских мероприятий и организация досуга с целью психологической реабилитации и социальной адаптации социально незащищённых слоёв населения. Планируется расширить перечень форм и методов организации досуга и мероприятий.
Продвижение чтения и формирование читательской культуры среди читателей- это ведущее направление работы. Задача сотрудников библиобуса – привить и развить интерес к чтению, как к уникальному виду деятельности. Для активизации работы по приобщению к чтению раскрыть фонд с помощью разнообразных форм наглядной и устной пропаганды книги. Как правило, это комплексные мероприятия, включающие кроме традиционных, и современные етоды и формы предоставления информации. Работа по привлечению к чтению дифференцирована, как по возрастам пользователей, так и по потребностям. Цель, при этом, одна –познакомить читателей с мировой классикой и произведениями современных авторов, сделать чтение систематическим, приносящим пользу. Особенно большое внимание уделять подрастающему поколению. Со школьниками вести более разностороннюю деятельность – предоставляется информация как в помощь учебе, так и в познавательных воспитательных целях. Формы работы весьма разнообразные- это индивидуальная работа, массовые мероприятия. Это работа в дни каникул, в летних лагерях, акции и т. д. Создание и выпуск информационно-коммуникационной продукции: «20 книг, которые нужно прочитать до 20 лет»,«Что читают «звезды» — рекомендательные указатели для детей, «С книгой в будущее» — выпуск листовок, буклетов, закладок с целью формирования общественного мнения в пользу чтения и книги.
6. Ожидаемые результаты:
- Помочь социально-незащищенным группам пользователей быстрее адаптироваться в обществе, обеспечить развитие их творческих возможностей путем получения доступной информации, приобщения к книге, культурной и духовной жизни
- Увеличение количества пользователей
- Повышение качества чтения за счет пропаганды лучших произведений отечественной и зарубежной литературы;
- Формирование общественного мнения в пользу чтения и книги
- Продвижение книги и чтения среди других категорий читателей и потенциальных пользователей библиотеки
- Повышение читательской культуры за счет пропаганды высокохудожественной литературы
- Востребованность услуг библиобуса среди социально незащищённых слоев населения