Довольны ли Вы качеством обслуживания в библиотеках?

  

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект "Каран-Бишиндинские родники"

Каран-Бишиндинские родники

(экологический проект)

 

Автор: Мустафин Тимур, учащийся 6 кл. МБОУ СОШ с.Верхние Бишинды, житель д.Каран-Бишинды.

Руководитель: Давлетшина Л.Б., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Верхние Бишинды.

Консультант: Фазлиахметова Р.А., учитель биологии и экологии МБОУ СОШ с.Верхние Бишинды.

 

Содержание

1.   Актуальность проекта

2.   Цель и задачи проекта

3.   Структура проекта

4.   Основное содержание проекта

5.   График проекта

6.   Ожидаемые результаты

7.   Приложения

 

Актуальность проекта

 

Родником, или ключом обозначается небольшой водный поток, бьющий непосредственно из земных недр. Это самый чистый источник питьевой воды. Родники, как выходы грунтовых и подземных вод на поверхность, являются уникальными естественными водоёмами. Они имеют большое значение в питании и других поверхностных водоёмов, поддержании их водного баланса. Наши речки Каран и Бишиндинка  порождаются именно такими подземными источниками.

Наши родники представляют собой уникальные природные объекты. Они являются центральным компонентом окружающих  ландшафтов, повышают их эстетические свойства. Родники являются стратегическими объектами природы. При возникновении чрезвычайной ситуации они могут выступать как единственные источники питьевой воды для населения. Поэтому сохранение этого богатства живой природы – важное дело. И мы немало сможем сделать для этого.

В нашей деревне и в её окрестностях есть родники с чистейшей водой. Их экологическое состояние является показателем отношения населения к окружающей нас природе. К сожалению, не везде и не всегда население бережно относится к источникам. Например, в 2004 году на краю въездной дороги в деревню Верхние Бишинды с перекрёстка по личной инициативе главы Администрации сельского совета (тогда им работал Фазлиахметов В.У.) был облагорожен родник: огорожен железной оградой, обсажен деревьями, рядом построена красивая беседка. Путники останавливались, набирали воду, уезжая в город. В народе безымянный до этого родник прозвали «Вингаль чишмэхэ». К сожалению, через некоторое время скамейки сломали, вокруг родника стали кидать мусор, вскоре и воды там стало мало, и наконец, она исчезла. Может быть, родник просто обиделся на людей?

Деревня Каран-Бишинды  раньше славилась своими родниками. Слово «каран» в переводе с тюркских языков означает «родник». Буквально значение названия деревни: Бишинды с родниками. По словам старожилов нашего села, в Каран-Бишиндах в 50-е годы прошлого века было  11 родников, на сегодняшний день осталось 5, из них только 1 огорожен. Запущенные родники постепенно исчезают. Если так продолжится и дальше, и оставшиеся родники могут исчезнуть. Только в названии деревни сохранится указание на то, что раньше этот край был родниковым. Наша задача сохранить родники  чистыми и благоустроенными. В этих целях был разработан данный проект, который направлен на сохранение и  благоустройство территории  5 родников, находящихся возле села. 

Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся школы, но и для жителей села. Изучение родников, их обследование, паспортизация, практические работы по охране – необходимое условие регулирования накопившихся экологических проблем нашего общества.

 

Цель и задачи проекта

 

Цель: практическая  деятельность по защите родников, пропаганда их ценности и необходимости сохранения, разработка программы восстановления и сохранения.

Задачи:

1. Изучение истории родников, топонимики.

2. Составление паспорта на родники, определение экологических критериев состояния родников, степень загрязненности.

3. Получение опыта практических действий по улучшению экологической ситуации, связанной с родниками.

4. Привлечение учащихся школы к разработке природоохранных мероприятий по сохранению и улучшению экологической обстановки села.

 

Структура проекта

 

1. Подготовительно - исследовательский этап. (Сентябрь – март)

- Знакомство с учебной литературой, изучение теоретических сведений о  родниках, овладение навыками и умениями обследования территории, где расположен родник. Изучение научной литературы.

- Сбор информации о количестве и местонахождении родников на территории деревни Каран-Бишинды.  Встреча со старожилами. 

- Выяснение важности и практической значимости своей работы.

- Сбор информации о возникновении родника, о его значении для жителей села.

- Выявление топонимики.

- Составление картосхемы села с указанием месторасположения родников.

 

2. Практический этап. (Апрель – июль)

- Оценка состояния родников, подробное описание.

- Подготовка документов по сохранению и использованию родников. Разработка эскизов благоустройства родников с перечнем необходимых материалов. - Представление эскизов в  МО «Верхнебишиндинский сельсовет», Туймазинский центр природопользования.

- Поиск спонсоров.

- Составление паспорта одного родника.

- Проведение мероприятий по благоустройству. Его начало приурочивается к 22 апреля – празднованию Всемирного Дня Земли. Очистка от мусора территории родников, её благоустройство; посадка деревьев, кустарников, цветов вблизи родника; установка информационных щитов, скамеек, урн для сбора мусора; проведение анализа воды в родниках и т.д.

 

3. Пропагандистский этап (август-сентябрь)

- Оформление полученных материалов в результате исследований. Создание альбома с фотографиями родников.

- Знакомство всех учащихся школы с проделанной работой.

- Обсуждение подготовленной документации со специалистами Туймазинского центра природопользования и экологических проектов.

- Выступление с отчётом о проведении проекта перед депутатами СП «Верхнебишиндинский сельсовет».

- Подача материала в газету.

 

График проекта 

 

Мероприятия

сроки

1

Разработка проекта. Изучение научной литературы.

сентябрь 2012

2

Сбор информации «История  родника и его значение для жителей села».

октябрь-декабрь

3

Создание карты-схемы

январь

4

Изготовление макета родников (чертежно-архитектурное оформление)

февраль

5

Письмо главе МО «Верхнебишиндинский сельсовет» Р.А.Миннуллину с просьбой об оказании помощи в благоустройстве родников. Поиск спонсоров.

март

6

Исследование экологического состояния родников

апрель

7

Реализация проекта в жизнь. Очистка и благоустройство прилегающих территорий родников

май-июль

8

Оценка полученных результатов

август

9

Создание компьютерной презентации, фотоальбома о родниках.

сентябрь

10

Отчёт о проделанной работе в СМИ.

сентябрь

11

Создание инициативной группы в школе по поддержанию чистоты родников или  клуба «Живи, родник» природоохранной и экологической направленности.

сентябрь 2013

 

Ожидаемые результаты:

1-й этап.

Сбор информации о местонахождении родников, составление карты нахождения родников на территории нашего села, получение информации о родниках от населения. Составление плана дальнейшей работы.

 

2-й этап.

Оценка состояния родников. Подготовка документов по сохранению и использованию родников. Разработка эскизов благоустройства родников с перечнем необходимых материалов. Представление эскизов в сельсовет. Создание инициативной группы по благоустройству родников. Работы по благоустройству с привлечением спонсоров, населения, учащихся.

 

3-й этап.

Создание клуба «Живи, родник» природоохранной и экологической направленности. Составление плана эколого-просветительской работы. Разработка проектов учебно-экологических маршрутов для проведения экскурсий по ознакомлению с историей происхождения родников, их значением. Получение учащимися знаний и умений при выполнении исследовательских работ.

 

Отчёт по первому этапу

 

1.Теоретическая часть. Нами были изучены соответствующая литература по данной теме и Интернет-источники.

Вот что узнали мы о родниках:

Вода – самое распространенное природное богатство на земном шаре. Она обладает особыми свойствами, без которых ни возникновение, ни существование организмов не было бы возможным. Большая часть воды сосредоточена в морях и океанах. На пресные воды приходится всего 2%. В последнее время возник острый дефицит пресной воды. Уже сейчас около трети Земли испытывает недостаток в чистой пресной воде. Возросший дефицит воды связан также с загрязнением водоемов. Люди издревле селились около открытых источников воды, т.к. знали, что без воды нет жизни. Со временем потребление человечеством природной воды неуклонно возрастало и они искали новые источники, и поэтому в их поле зрения попадали родники.

А что же такое родник с научной точки зрения? Как скажет любой гидролог, родник – это источник воды, самостоятельно изливающийся на поверхность. Его существование говорит нам о том, что где-то в земных глубинах есть водоупорный пласт (глина, изверженная горная порода и т. д.), подпирающий пласты водоносные, насыщенный влагой. И скапливается там чистейшая вода, находящаяся под сильным давлением. Она пробирается по трещинам в горных породах на поверхность и изливается там. На свет появляется чистая, полезная, вкусная родниковая вода.

Родники, как выходы грунтовых и подземных вод на поверхность, являются уникальными естественными водоёмами. Они имеют большое значение в питании и других поверхностных водоёмов, поддержании водного баланса и сохранении стабильности окружающей их жизни. Некоторые российские реки и водоёмы порождаются именно такими подземными источниками. Их питание осуществляется за счёт более глубоких водоносных слоёв (свыше 10–20 м), куда загрязняющие вещества с поверхности практически не проникают. По гидрохимическим особенностям воды родников можно судить о состоянии подземных вод в данном регионе. Родниковая вода берется в том самом месте, откуда она поступает из-под земли.                      

Вода из источника может быть пресной или минерализованной. В первом случае мы говорим о родниках и ключах, а во втором — об источнике минеральных вод.

Термин “природная родниковая вода” означает, что состав минералов в этой воде не подвергался никаким физико-химическим изменениям.

Считается, что родниковая вода обладает целебными свойствами и поэтому в народе предпочтение отдается именно родниковой воде. И это возможно ощутить, только самому побывав на источнике, и в естественных условиях происхождения родниковой воды сделать хотя бы один «глоток жизни».

Употребление родниковой воды - наилучший выход в современных условиях. От природы чистая, сбалансированная по физико-химическому составу, природная родниковая вода дарит энергию тем, кто ее пьет.

На территории Башкирии количество родников неисчислимо, они различаются качеством и составом вод. Родниковые воды обладают лечебными свойствами, они свежи и приятны на вкус. Но родники так же, как артезианские скважины и колодцы, подвержены загрязнению. В наше время невозможно гарантировать неизменное качество родниковой воды, так как оно зависит не только от сезонных обстоятельств (ливни, паводки, грунтовые воды), но и от выбросов близлежащих промышленных предприятий.

С родниками связаны многие легенды и обычаи местного населения. Воду некоторых родников местное население считает святой, целебной, используемой при лечении различных заболеваний. На некоторых родниках сооружены часовни, которые представляют собой историческую и культурную ценность.

 

Исследовательская часть

 

Что узнали о наших родниках:

Жаль, но нашим родникам повезло меньше. По словам старожилов, в Каран-Бишиндах находилось до 50-х годов прошлого  века не менее 11 родников.

Родник Миншакира.  Из рассказа Давлетшиной Гавгар Газиевны, с 1928 г.р., мы узнали вот о чём: «Самый большой источник долго поил и поит всё село чистой, свежей водой, он находится по левому берегу ручья Каран, позади огорода Давлешина Мавлетзяна, на ул. Центральной, 55. Раньше этот участок принадлежал мулле по имени Миншакир, и родник называли его именем. В конце 90-х годов прошлого столетия  Давлетшин Мавлетзян, Кашапов Талгать, Гильфанов Фаис, Шайхлисламов Олег провели работы по благоустройству родника: обложили камнями, оградили, поменяли жёлоб для воды, посадили деревья. Потом на камнях появилась надпись «Каран», однако в народе этот родник просто называют «Авыл чишмәсе». Сейчас люди ходят к роднику за водой, полоскают бельё. Сохранился и древний обряд: показывать невесте «Хыу юлы» - дорогу к роднику. Молодёжь и приезжие  любят там фотографироваться. Деревья  разрослись, даже в жару возле родника прохладно, а в стужу тепло, нет ветра, вода его не замерзает даже в самые лютые морозы.

Второй источник находится  чуть выше этого родника на горе. Оттуда самотёком берут воду перечисленные жители села, они же его обнесли оградой из жердей.

Третий источник находится по дороге в «Татарию», так называли в народе часть села за мостом через ручей Каран, расположенную вблизи рощи «Сорочий куст». Этот родник «Тимержан коесы» совсем рядом с руслом реки, назван по имени хозяина дома, который, вероятно, и укрепил его низеньким деревянным срубом и соорудил крышку над ним. За этим родником ухаживает Гильфанов Фаис.

Четвертый источник «Атнагул» находится на берегу ручья Каран,  выше родника Тимержана, примерно в 60-и метрах от него. Когда-то в тех местах были дома, и говорят, родник вытекал из двора человека по имени Атнагул. Вот что рассказал об этом старожил Масабих Гилаев, ныне проживающий на Украине: « Там жил отец моего деда Гилая – Атнагул. По рассказам отца, помню, что там должно расти дерево: то ли вяз, то ли дуб. Действительно, дерево сохранилось, только в засуху 2010 года оно высохло». 

Пятый источник находится тоже почти на берегу русла ручья Каран. Называется родник Змеиный. По рассказам Мухаметшина Маузера, он был самым тёплым родником. Возле него, говорили, зимуют змеи, так как тепло. Детям туда не разрешали ходить. Теперь этот родник совсем зарос, и его может найти только знающий человек. По другой версии, которую рассказала Давлетшина Гавгар со слов своей свекрови, возле этого родника марийцы (среди коренных жителей села были и они) устраивали  свои языческие обряды. Перед сенокосом проходило моление в роще возле источника воды с жертвоприношениями овцы, коровы, коня и птицы.  Старожилы  запрещали детям туда ходить. В общем, Змеиный родник покрыт тайнами.

Между двумя родниками был сооружён пруд силами жителей деревни, пущена туда рыба. К сожалению, в последние годы никто прудом не занимался, дамба его разрушилась, воды осталось мало, берега сильно засорены. Вдобавок туда пригоняют на водопой сельское стадо.


Шестой ключ
находится  примерно в полукилометрах от Змеиного на левом  берегу ручья  Каран.  Называется он «Киндер коесы» - Конопляный. В запруде от этого родника (Киндер куле - озеро) вымачивали снопы из конопли, потом сушили в берёзовой роще. Это одно из красивейших мест в окрестностях села, любимое место его жителей. После посевных работ, в праздник сабантуя люди приходили с самоварами в рощу возле этого родника, отдыхали, пели песни, устраивали состязания для детей. Сейчас этот родник на грани исчезновения: он совсем зарос. Школьники проводили свои туристические слёты и чистили родник, углубляли его, теперь никто этим не занимается.            

Седьмой источник именуется «Елга башы», что означает «начало реки», то есть ручья Каран. Оттуда раньше брали песок для хозяйственных нужд. А каких только ягод там ни было: и ежевика, и смородина, и малина, и земляника, и черёмуха, и калина – просто диву даёшься, собирали вёдрами, вот такая щедрая земля была  в тех местах. К сожалению, родник там исчез, всё заросло.

Восьмой родник находился  на выезде из деревни (по дороге в Старые Туймазы через лес). Назывался он Восточный (Кыйбла). По воспоминаниям старожилов, считался этот источник целебным. Вода этого родника была не только ледяной, но имело свойство долго оставаться холодной. Поэтому во время жатвы на поле с собой брали воду из этого родника. Она хорошо утоляла жажду, прибавляла силы. Люди очень ценили воду из родника Восточный. Но со временем дорогу к нему забыли, запущенный родник вскоре исчез. В деревне 2-3 человека помнят, где он находится.

По воспоминаниям Кашифы Мавликаевой, в  деревне почти в каждом переулке был свой родник, например, в переулке Речном, за огородом Хабира Галиева, затем в огороде Раяновых. Под горой, где раньше была мечеть, возле конюшен и фермы был родник, который именовался «Алачык коесы» - колодец сторожки. Здесь брали воду для лошадей, овец.

Между деревнями Верхние Бишинды и Каран-Бишинды на полях последней есть ещё один родник «Мулла куагы», что означает кусты или роща, принадлежащая мулле. Вероятно, до коллективизации те земли принадлежали Мухаматша-мулле, отсюда и название источника. Он является самым мощным из всех, снабжает водой 2 фермы. Однако он тоже не огорожен и не благоустроен.

Хотя наши родники существуют давно, никаких описаний их нигде не нашли. Рассматривать их историю мы можем только со слов тех местных жителей, которые живут в наши дни (это люди примерно 1926-1938 годов рождения). Они нам рассказывали со слов своих родителей, родственников, а также использовали свои воспоминания. Очевидно то, что эти родники существовали ещё 18-19 веках, у них очень богатая история.

Таким образом, мы установили, что в окрестностях нашей деревни известны 11 родников. Из них бесследно исчезли 4, ещё 4 на грани исчезновения, чего допускать ни в коем случае нельзя. Вот с какой целью был создан наш проект.

 

Данные респондентов:

 

- Гилаев Масабих родился в деревне Каран-Бишинды в 1928 году.

- Мавликаева Кашифа Шаймухаметовна родилась в деревне Каран-Бишинды в 1946 году, окончила Верхнебишиндинскую среднюю школу, затем Белебеевское педучилище. Работала учителем начальных классов в селе Верхний Сардык.

- Мухаметшин Маузир Мазитович родился в Каран-Бишинды в 1941 году, окончил Верхнебишиндинскую среднюю школу, работал водителем. Живёт в деревне Нижние Бишинды.

- Давлетшина  Гавхар Газиевна живёт в деревне Каран-Бишинды с 1950 года.

- Шарифуллин Гариф Зарипович родился в деревне Каран-Бишинды в 1928 году.

- Карта-схема родников составлена моим отцом Мустафиным Азатом Ахметовичем.

 

 

План работы:

 

1. Создание группы поддержки (инициативной группы):

- Гилаев Гани Гайсинович – Генеральный директор ОАО «Самаранефтегаз»

- Миннуллин Р.А.- глава Администрации СП «Верхнебишиндинский сельсовет»

- Фазлиахметова Р.А. – директор МБОУ СОШ с. Верхние Бишинды, депутат сельского совета

- Гильфанова Ляля Салахова – житель села, художник

- Мустафин Азат Ахметович –  житель села

- Мухаметшин Абуталип Мазитович – житель села, депутат сельсовета

- Шарифуллин Фаниль Гарифович – житель села, индивидуальный предприниматель

- Тимербаев Ильдус Ильгизарович – житель села

- Раупов Руслан Анисович – житель села

- Давлетшин Тагир Флюрович – житель села

 

2. План благоустройства:

- Атнагул – огородить, придумать дизайн.

- Елга башы, Киндер коехы, Елан чишмэхэ  - огородить жердями, почистить.

- Мулла куагы – огородить, посадить деревья.

- Авыл чишмэхэ –поменять заборы, калитку, соорудить скамейки.

- Единственный колодец в деревне – поменять заборы, калитку, покрасить.

- Деревенский пруд – обновить дамбу, убрать мусор, посадить деревья (может быть, огородить).

 

Паспорт родника Миншакира

Адрес:

- окрестности деревни Каран-Бишинды Туймазинского района Республики Башкортостан.

Местоположение:

- родник расположен за огородом дома № 55  по улице Центральной на расстоянии 10 метров от берега ручья Каран, высота над уровнем воды в ручье 0,5 м.

Характеристика местности:

- родник находится на склоне небольшой горы на берегу ручья Каран.

Растительность вблизи родника:

- травянистые растения: крапива, чертополох, осот,  гравилат речной,  осока,  одуванчик лекарственный, мята; деревья: береза ,черёмуха, ива, ель, сосна, тополь и ольха.

Животный   мир   вблизи   родника:

- черви: червь дождевой; земноводные: лягушка; насекомые: комар-пискун, водомерка, гусеница, бабочка, стрекоза; птицы: скворцы, воробьи.

Дата исследования: май-июль, сентябрь 2012 года.

Характеристика почвы:

- почва представляет глину, песчаник.

Размеры родника: 40x20 см, средняя глубина 15 см.

Выход родника:

- источник просачивается из почвы в нижней части песчаной породы и стекает в ручей Каран.

Дебит:

- в мае дебит воды составил 0,5л/мин, в июне - 0,4л/мин, в июле - 0,4 л/мин.

Характер истечения:

- из стенок нижней части песчаной породы. Температура воды в мае составила +9, в июне - +8, в июле +8, в сентябре +11.

Свойства воды из родника:

- органолептические показатели - родниковая вода не имеет запаха. Т.о., родниковая вода имеет благоприятные органолептические показатели. Химический анализ воды: рН = 6, присутствуют карбонат-ионы, сульфат-ионы, хлорид - ионы (55), нитраты (9,4). Влияние на окружающую местность: увлажнение, есть размывы.

Хозяйственное использование источника: используется.

Участие источника в питании реки:

- питает ручей Каран. Заключение: вода пригодна для употребления.

Санитарное состояние родника на период обнаружения:

- удовлетворительное, очищено русло родника, благоустроена территория - посажены деревья.